ЧЕЛОМЕЙ Владимир
Николаевич
Советский ученый в области механики и
процессов управления, академик (с 1962, чл.-кор.
АН СССР с 1958). Родился 30 июня 1914г. в Седлеце. Окончил Киевский авиационный институт (1937). С
1937 работал там же, с 1941 — в Центральном институте авиационного
моторостроения, с 1952 — профессор Московского высшего технического училища.
Основные направления исследований — динамика
машин, теория колебаний, динамическая устойчивость упругих систем, теория
сервомеханизмов. Впервые показал, что динамическая устойчивость упругих систем
в линейной постановке в общем виде сводится к
исследованию бесконечных систем дифференциальных уравнений с периодическими
коэффициентами. Как следствие этого им были решены многие важные задачи
динамической устойчивости разного рода конструкций, подверженных действию
периодических сил. Исследовал устойчивость обширного класса упругих систем,
подверженных действию высокочастотных периодических продольных сил. Показал, в
частности, что статически неустойчивую систему можно при помощи вибраций
обратить в динамически устойчивую. Первым вывел точные
нелинейные дифференциальные уравнения движения пневматических и гидравлических
сервомеханизмов с золотниковым распределением и изучил их динамическую
устойчивость. Сформулировал и доказал чрезвычайно важную теорему о давлениях в
полостях подобного рода сервомеханизмов и исследовал динамическую устойчивость
этих систем. Согласно этой теореме начальные давления в силовых полостях
сервомеханизмов имеют такие значения, при которых произведения секундных
расходов воздуха или жидкости при втекании в эти полости будут равны
произведению секундных расходов при вытекании из них. Разработал приближенный
(одночастотный) метод исследования динамической устойчивости крутильных
колебаний коленчатых валов с кривошипно-шатунными механизмами. В его работах
содержатся оригинальные методы расчета собственных колебаний и критических сил
для различных упругих систем. Создал (1942, независимо
от работ в Германии) первый в СССР пульсирующий
воздушно-реактивный двигатель, который был установлен на летательных аппаратах
конструкции Челомея, а также на самолетах. Под его
руководством создан ряд важнейших объектов ракетной, космической и авиационной
техники.
Член Международной академии астронавтики (с
1974).
Дважды Герой Социалистического Труда (1959,
1963).
Ленинская премия (1954), Государственные
премии СССР (1967, 1974), Золотая медаль им. Н. Е. Жуковского (1964), Золотая
медаль им. А. М. Ляпунова АН СССР (1977).
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Прикладная механика Детали машин Теория машин и механизмов