КОНСТАНТИН
ЭДУАРДОВИЧ ЦИОЛКОВСКИЙ
(1857—1935)
Константин Эдуардович Циолковский является
пионером ракетодинамики, теории реактивных двигателей
и учения о межпланетных сообщениях. Он — один из основателей экспериментальной
аэродинамики в России, создатель первого проекта конструкции и теории
цельнометаллического дирижабля, автор многих ценных изобретений в технике
летания.
Жизнь К. Э. Циолковского полна подлинного
драматизма. Его трагическая судьба в дореволюционной России и затем великий
триумф в Советском Союзе отразили исторический перелом в судьбах отечественной
научно-технической мысли.
Напряжённая, наполненная непрестанными
поисками, до предела насыщенная внутренним содержанием жизнь Циолковского
небогата внешними событиями. Он родился в семье учёного-лесовода. Девятилетним
мальчиком он после болезни почти полностью потерял слух. Глухота не позволила
ему продолжать учёбу в школе. Чтобы восполнить пробел в своём образовании, он,
занимаясь самостоятельно, прошёл полный курс средней школы и значительную часть
университетского курса.
В автобиографии Циолковский писал:
“...учителей, кроме ограниченного количества и сомнительного качества книг, у
меня не было, и меня можно считать самоучкой чистой крови. Я так привык к
самостоятельной работе, что, читая учебники, считал более лёгким для себя
доказать теорему без книги, чем вычитывать из неё доказательства”.
В 1879 г. Константин Эдуардович сдал экстерном
экзамен на звание учителя средней школы и начал преподавать математику в школе.
Всё свободное от школьных занятий время он посвящал научным исследованиям.
Условия для творческой деятельности были тяжёлыми: чиновники считали
Циолковского учителем-самоучкой, вольнодумцем, работы которого не заслуживают
внимания. Нужны были исключительные энергия и настойчивость, чтобы преодолевать
косность и равнодушие, нужен был темперамент борца и романтика мечтателя, чтобы
не потерять вкуса к новым научным исканиям, самоотверженно служить науке,
горячо стремиться принести пользу народу. Жизнь и деятельность Циолковского —
выдающийся научный подвиг, замечательный пример бескорыстного служения науке.
В 1883 г. Циолковский подготовил своё первое
исследование “Свободное пространство”. В этой работе он дал анализ физических
явлений, которые мог бы наблюдать человек в межпланетном пространстве, а также
первую принципиальную схему реактивного межпланетного корабля.
Следующее большое исследование, “Теория и
опыт аэростата” (окончено в 1886 г.), посвящено обоснованию теории и созданной
Циолковским конструкции управляемого аэростата с цельнометаллической оболочкой.
Узнав об этом интересном научном труде в области воздухоплавания, выдающиеся
русские учёные Н. Е. Жуковский и А. Г. Столетов пригласили Циолковского в
Москву для доклада на заседании физического отделения Московского общества
любителей естествознания. Прочитанный лётом 1887 г. доклад получил очень
высокую оценку.
В 1894 г. Циолковский опубликовал в журнале
“Наука и жизнь” работу “Аэроплан, или птицеподобная (авиационная) летательная
машина”, где предложил такую форму и устройство самолёта, к которой
человечество пришло только через треть века.
Продолжая свой исследования в области
аэродинамики, Циолковский провёл в течение следующих трёх лет ряд
предварительных опытов. Стремясь к их уточнению, он изобрёл “воздуходувку” —
аэродинамическую трубу открытого типа, которая явилась первой в России аэродинамической трубой, применённой для разработки
летательных аппаратов.
Затем Циолковский приступил к подготовке для
печати сочинения, которому суждено было положить начало новой отрасли науки —
теории реактивных летательных аппаратов. В январе 1903 г. он направил в журнал
“Научное обозрение” большую статью “Исследование мировых пространств
реактивными приборами”. Первая её часть появилась в пятом номере.
Вскоре этот журнал, в котором сотрудничали В.
И. Ленин, Г. В. Плеханов и многие передовые учёные, был закрыт жандармским
управлением, а все редакционные материалы конфискованы.
Только через восемь лет, в 1911 г., друзьям и
последователям Циолковского удалось напечатать вторую часть этой выдающейся
работы.
Это сочинение всколыхнуло научную и
техническую мысль в России. В этой работе была дана теория полёта ракеты и
доказана возможность применения ракетных аппаратов для межпланетных сообщений.
Циолковский предложил ракету для исследования высоких слоев атмосферы, для
создания искусственного спутника Земли и межпланетных путешествий.
Сочинения Циолковского соединяли трезвый
научный расчёт с замечательным полётом фантазии. Отдавшись мечте о межпланетных
путешествиях, Циолковский писал:
“Сначала можно летать на
ракете вокруг Земли, затем можно описать тот или иной путь относительно Солнца,
достигнуть желаемой планеты, приблизиться или удалиться от Солнца, упасть на
него или уйти совсем, сделавшись кометой, блуждающей многие тысячи лет во
мраке, среди звёзд, до приближения к одной из них, которая сделается для
путешественников или их потомков новым Солнцем...
Лучшая часть человечества, по всей вероятности,
никогда не погибнет, но будет переселяться от солнца к солнцу, по мере их
погасания... Нет конца жизни, конца разуму и совершенствованию человечества.
Прогресс его вечен”.
После Октябрьской революции условия жизни и
работы Циолковского коренным образом изменились. Советское правительство
окружило его вниманием и заботой.
Несмотря на то, что здоровье Циолковского
было сильно подорвано жизненными невзгодами, он работал с исключительным
подъёмом и продуктивностью. Знать, видеть, ощущать, как нужны людям твои труды,
твой мысли, — что может быть радостней для людей
науки!
Заслуги Циолковского признаны и в других
странах, где имя его пользуется большим уважением. Известный учёный и
исследователь реактивного движения в космическом пространстве профессор Герман Оберт писал в 1929 г. К. Э. Циолковскому: “Я, разумеется,
самый последний, кто стал бы оспаривать Ваше первенство и Ваши заслуги в
области ракет, и я только сожалею, что не услышал о Вас раньше 1925 г. Я был
бы, наверное, в моих собственных работах сегодня гораздо дальше и обошёлся бы
без многих напрасных трудов, зная Ваши превосходные работы”.
Французский аэроклуб, одна из старейших
воздухоплавательных организаций, желая посмертно отметить выдающиеся заслуги
Циолковского как патриарха звездоплавания и основоположника теории реактивных
летательных аппаратов, в 1952 г. изготовил в его честь золотую медаль.
За шесть дней до смерти, 13 сентября 1935 г.
Циолковский писал, что его мечта не могла осуществиться до революции. После
Октября, сказал Циолковский, “я почувствовал любовь народных масс, и это давало
мне силы продолжать работу, уже будучи больным... Все
свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным
сообщениям передаю партии большевиков и Советской власти — подлинным
руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат
мой труды”.
И он не ошибся. Идеи Циолковского успешно
претворяются в жизнь. Труды Циолковского по аэродинамике, авиации, ракетной
технике и астронавтике вошли в золотой фонд мировой науки.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Прикладная механика Детали машин Теория машин и механизмов