Рело Франц
(1829-1905)
Франц Рело родился 30 сентября 1829
г. в Эшвейлере, близ Ахена, в семье, для которой техника была традиционным
занятием. Получив начальное образование в школе и некоторую техническую подготовку
в семье, он начал работать на заводе, вначале учеником, а затем конструктором и
техником. Работая, он усиленно занимался самообразованием, в частности изучал
труды Редтенбахера. С 1850 по 1852 г. он слушал
лекции в Политехническом институте в Карлсруэ,
всецело находившемся в те годы под влиянием Редтенбахера.
Значение Редтенбахера для немецкой технической школы
не ограничивалось его исследованиями в области прикладной механики. Он сам
говорил: «Мои педагогические стремления направлены не только на развитие
научной теории машины, но и на повышение культуры лиц, занятых в
промышленности». Следуя указаниям своего учителя, Рело
кроме технических предметов изучал историю и английский язык. По окончании института он некоторое время изучал естественные науки
и философию в Берлинском и Боннском университетах. Еще в студенческие
годы Рело начал работать над исследованиями в области
машиностроения. В 1854 г. он в соавторстве с Моллем
издал первый том «Конструирования в машиностроении». В 1856 г. Рело был приглашен на должность профессора
механико-технического отделения Цюрихского
политехникума, где ему пришлось работать вместе с Цейнером
и Кульманом. В 1864 г. он перешел в Берлинский ремесленный институт на кафедру
машиностроения. В 1866 г. этот институт (основанный в 1821 г.) был преобразован
в Ремесленную академию, директором которой Рело
пробыл с 1867 по 1879 г. В 1879 г. на базе Ремесленной и Строительной академий
было основано Берлинское высшее техническое училище. В Германии в первой
половине века кинематикой не занимались. Впервые этот предмет Рело начал читать в 1871 г. в Швейцарии в Цюрихском политехникуме. Затем продолжил его в Берлинском
ремесленном институте, а позже — в Ремесленной академии. Одновременно он начал
издавать «Кинематические сообщения» и другие мемуары по прикладной теории
машин. Несколько позже начал чтение курса кинематической геометрии Аронгольд, затем Шелль издал
трактат по теоретической механике «Теорию движения и сил», в котором
значительное внимание уделил кинематике. В 1875 г. Рело
опубликовал первый том «Теоретической кинематики». Рело
был не только ученым, но и практиком: он был членом жюри на международных
выставках в Париже (1867), Вене (1873), Филадельфии (1876), в Сиднее-Мельбурне
(1879—1881). Анализируя состояние германской промышленности, он требовал
повышения качества ее изделий. Немецкие экспонаты на Филадельфийской выставке
он охарактеризовал убийственным «billing
und schlecht» (дешево и
плохо). Критически относился он и к милитаристским тенденциям в развитии
германской промышленности. В первом «Письме из Филадельфии» Рело,
например, писал: «Посмотрим в машинном зале: кажется, что семь восьмых
пространства отведено под огромные пушки Круппа,
«машины для убийства», как их назвали, которые стоят как угроза всем мирным изделиям,
выставленным другими нациями! Неужели в этом заключается выражение немецкой
мысли?» Рело много работал и в области истории
техники. В «Теоретической кинематике» истории машин посвящена отдельная глава
(изданная также и отдельным оттиском). Введение, примечания к отдельным
параграфам трактата также насыщены историческими сведениями. Можно сказать, что
Рело подходил исторически к исследованию всех
вопросов кинематики. Как и его учитель Редтенбахер, Рело любил искусство. Он перевел на немецкий язык «Песнь о Гайавате» Лонгфелло, много рисовал и гравировал по дереву,
писал о «художественном стиле в машиностроении». Его «Путешествие по Индии» —
блестящий образец художественной прозы. Рело был
прекрасным лектором, умевшим заинтересовать и увлечь слушателей: «Лекции Рело можно назвать блестящими по обработанности и изяществу
изложения; лекции по кинематике интересны по оригинальности изложения», — так
отзывался о них Ф. Е. Орлов. В Берлинском высшем техническом училище Рело создал кабинет кинематических моделей (свыше 800
моделей), долго служивший образцом для высших технических школ Германии и
других стран. Рело пользовался большим авторитетом
среди ученых в области прикладной механики. Но у него было и много противников,
борьба с которыми зачастую принимала с обеих сторон резкие формы и особенно
обострилась на рубеже столетий. Умер Рело 20 августа
1905 г.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Прикладная механика Детали машин Теория машин и механизмов